Что такое IP-телефония? Согласно определению, это телефонная связь, осуществляемая по протоколу IP. Проще говоря, это организация входящих и исходящих звонков при помощи интернет-сетей. Цифровая телефония – это технология, которая постепенно вытесняет классический домашний телефон, так как обладает множеством преимуществ и не требует дополнительной прокладки кабеля, если в доме уже подключен проводной интернет. Подобная телефония намного производительнее и используется для все тех же повседневных разговоров частного и коммерческого характера.

Технология IP-телефонии

Работа IP-телефонии осуществляется через интернет-каналы, а устанавливают связь VoIP-провайдеры с использованием имеющихся у них серверов. На одном из серверов провайдера находится база абонентов. На другом производится отслеживание местоположения обслуживаемых абонентов и их IP-адреса. Третий сервер отвечает за перенаправление голосового трафика. В целом картина IP-звонка выглядит следующим образом:

  1. Телефонное устройство абонента, производящего вызов, запрашивает у SIP-сервера абонентов возможность совершения звонка.
  2. SIP-сервер дает запросы на сервер переадресации и сервер, отвечающий за местоположение абонентов.
  3. Система определяет местонахождение вызывающего и принимающего вызов пользователей, после чего SIP-сервер их соединяет.

Особенностью технологии совершения вызовов IP-телефонии является возможность дозвона не только на IP-телефоны, но и на мобильные устройства, домашние стационарные телефоны, включая те, что находятся в других странах. Есть поддержка и получения обратных звонков с традиционной телефонии на IP. Для этого используется дозвон на виртуальный номер пользователя или городской шлюз с дополнительным внутренним номером.

Основные возможности технологии IP-телефонии

Виртуальные номера

Любой владелец IP-телефонии может купить неограниченное число виртуальных номеров. Виртуальные номера – это все те же традиционные номера, используемые для прямого дозвона. При этом технология позволяет подключить номера сразу от нескольких регионов страны или вообще виртуальные номера IP-телефонии разных стран. Один абонент, например, может получать звонки как на московский, так и на питерский номера, нью-йоркский или парижский, находясь в любом городе России.

Многоканальность

Принимать телефонные звонки от нескольких абонентов на один номер одновременно с возможностью переключения между ними – это реальность. Все зависит от тарифа – один позволяет принимать десятки, а другой сотни звонков одновременно. Поэтому проведение конференций с IP-телефонией происходит максимально удобно.

Принцип работы IP-телефонии

Запись разговоров

Записывать звонки можно без использования дополнительного оборудования – автоответчиков. Запись разговоров производится на платформе самого VoIP-провайдера, что особенно ценно для корпоративных клиентов, использующих виртуальные АТС (автоматическая телефонная станция). Но стоит знать, что время записи ограничивается тарифом, при необходимости его можно увеличить, докупив память на сервере провайдера.

IVR меню

Это голосовое меню. Вы с ним сталкиваетесь, когда звоните в службу техподдержки и вам говорят, что для произведения той или иной операции нужно нажать цифру 1, 2 и т. д. Сформировать IVR-меню можно в специальной панели управления.

Виртуальные АТС

Является аналогом классической офисной АТС. Не требует приобретения дорогого оборудования, так как все происходит за счет ресурсов провайдера.

Возможности АТС:

  1. создание и настройка IVR меню;
  2. распределение входящих звонков по разработанным сценариям;
  3. интеграция с CRM;
  4. анализ работы сотрудников;
  5. ведение статистических и отчетных данных;
  6. запись звонков;
  7. короткие внутренние номера;
  8. перехват звонков.

Стоимость IP-телефонии

У каждого провайдера тарифы разные, но в целом IP-телефония является дешевым видом связи. Обычно вызовы внутри сети являются бесплатными. Звонки на другие номера примерно такие:

  1. На мобильные устройства – по России до 2 рублей за минуту;
  2. На стационарные телефоны – около 0,5 рубля за минуту;
  3. Звонки за границу – от 0,5 рубля за минуту.

В зависимости от направления звонка, стоимость вызовов может значительно варьироваться в сторону увеличения.

Недостатки технологии IP-телефониив

  1. Плата за прямые номера, необходимые для звонков на домашние или мобильные телефоны.
  2. На некоторые направления стоимость звонков очень завышена.
  3. Полная зависимость от интернета и его качества.