
Спутниковый интернет имеет две отличительные черты:
- большая площадь охвата – тысячи км2, что несравнимо больше, чем у сотового оператора;
- доступность сигнала в любой географической точке.
Быстрое развитие проводных и беспроводных технологий, в том числе GPoN и LTE (4G), которые при высокой пропускной способности имеют доступную стоимость, спровоцировало появление Ka-диапазона. Другие частотные диапазоны исчерпали свои возможности, и открытие новой полосы частот подарило надежду на дальнейшее развитие спутниковых услуг.
Чтобы снизить конкуренцию между наземными и космическими сервисами, были построены спутники HTS (High-Throughput Satellite). Благодаря их архитектуре, затраты на открытие интернет-каналов в Ka-диапазоне теперь имеют тот же порядок, что и предоставление услуг LTE и проводного широкополосного доступа. Для спутникового оператора это означает снижение стоимости сервисов и расширение зоны покрытия.
Если сравнить пропускную способность HTS-систем с традиционными спутниками, то разница очевидна:
- 100 Гбит/с для HTS;
- 2-5 Гбит/с для всех предыдущих.
Пользователь получает интернет через спутниковую тарелку. К ней прилагается трансивер – устройство для приема и передачи спутникового сигнала, которое конвертирует его в обычный сетевой сигнал. Такой комплект оборудования обеспечит стабильный прием сигнала с одного или нескольких спутников.
Использование Ka-диапазона позволяет сократить размер тарелки до 74 см в диаметре – это наиболее распространенный размер. Тогда как тарелка для приема сигнала спутника, работающего в других диапазонах, – не менее 1.2 метра. Такое преимущество Ka-диапазона обеспечивает структура его лучей – они являются узконаправленными и в сечении уже, чем лучи на других частотах. Не “рассеиваемая” по площади сечения мощность дает возможность использовать антенны (тарелки) меньшего диаметра. Это снижает стоимость оборудования, его доставки и монтажа, от чего выигрывает пользователь.
Для увеличения зоны покрытия HTS-системы используют одновременно несколько лучей, что повышает пропускную способность интернет-канала и сокращает себестоимость услуг для потребителя. Станции в Ka-диапазоне обслуживают десятки тысяч терминалов (тарелок) и обрабатывают трафик в десятки Гбит/с.
Ка-диапазон успешно конкурирует по ценам и качеству связи с оптическими и беспроводными системами. Сервисы других частотных диапазонов не могут конкурировать с услугами наземной интернет-связи в регионах с развитой инфраструктурой из-за более высоких затрат на содержание ресурса.
Благодаря низкой себестоимости интернет-канала и его доступности в любой местности, HTS-системы открывают новые перспективы для разных сфер деятельности:
- Телевизионные компании, традиционно работающие в Ku-диапазоне, где уже не осталось места для новых объемов интернет-услуг, получают возможность вести онлайн-трансляции с передвижных телевизионных станций.
- Операторы сотовой связи получают возможность развивать сервисы широкополосного доступа в удаленных и малонаселенных регионах, где нет оптических каналов связи, используя Ka-диапазон как транспортную среду для обмена данными с небольшими базовыми станциями.
- Невысокая стоимость Ka-услуг привлекательна для государственных и бюджетных учреждений, расположенных в отдаленных пунктах. Использование интернет-каналов в других спутниковых диапазонах было слишком дорого для них, более дешевая наземная связь отсутствовала.
- Ученики школ в сельской местности получают доступ к интерактивному и дистанционному обучению, участию в детских онлайн-мероприятиях.
- Предприятия из разных секторов экономики, у которых сложная производственная инфраструктура, распределенная по разным регионам, будут иметь оперативно работающую корпоративную сеть.
Распространение Ka-диапазона в корпоративном сегменте рынка ограничено из-за зависимости спутникового сигнала от погодных условий. Атмосферные осадки снижают качество связи, что не слишком критично для массового клиента, ориентированного на стоимость услуг, но непростительно с точки зрения корпоративных заказчиков. Хотя и здесь есть свои точки роста:
- снижение стоимости услуг – основной стимул перехода на Ka-диапазон;
- предоставление предприятиям типового набора сервисов.
Конкуренция в борьбе за корпоративный сектор ведет к снижению цен на услуги в Ku-диапазоне, где этот сектор почти весь сосредоточен, и будет способствовать дальнейшему развитию традиционного интернет-канала.
Положительная динамика развития HTS-систем подтверждает, что Ka-диапазон является перспективным в развитии спутниковых сервисов для огромной массы пользователей.
intrastar